ДОП ОРЛЯТА_ДОШКОЛЯТА !

СОДЕРЖАНИЕ
Аналитический обзор научных представлений о
необходимости развития социальной активности детей
старшего дошкольного возраста

3

Введение

7

Основания выстраивания совместной деятельности для
становления субъектной позиции старшего дошкольника

9

Особенности организации коллективной творческой
деятельности в дошкольной образовательной организации

10

Чередование традиционных поручений в дошкольной
образовательной организации

12

Примерные рекомендуемые направления деятельности для
ЧТП

13

Особенности организации ЧТП в детском саду

14

Планирование воспитателем коллективной творческой
деятельности

15

Примерное календарно-тематическое планирование
совместной деятельности воспитателя

16

Предполагаемые результаты использования методических
рекомендаций

17

Педагогическая диагностика предполагаемых результатов

18

Практико-ориентированные материалы

18

Словарь понятий

20

Список литературы

22

Аналитический обзор научных представлений о необходимости развития
социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Современная модель детского сада - это, прежде всего, личностноориентированная модель, направленная на достижение высокого качества
образования дошкольника, его разностороннее развитие и эмоциональное
благополучие.
Созданная в 2022 году Федеральная образовательная программа дошкольного
образования (далее – ФОП ДО, Федеральная программа) обозначает своей
целью разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Одним из главных условий разностороннего развития дошкольника является
усиление роли родителей (законных представителей) в деятельности детского
сада, просвещение родителей, сотрудничество педагогов и родителей в
вопросах воспитания и формирования у детей ценностных установок.
Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста выполняет
развивающая
предметно-пространственная
среда
детского
сада,
соответствующая возрастным возможностям детей, содержанию ФОП ДО и
Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО).
Большое внимание на современном этапе уделяется формированию единого
образовательного пространства дошкольного образования и эффективных
механизмов преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
Всё это позволяет утверждать, что детский сад 21 века - уникальное
образовательное пространство, имеющее на сегодняшний день возможности
разностороннего развития дошкольника, помощи ребёнку на первом этапе
становления его социальных умений и навыков.
Учитывая тенденции развития современного российского общества,
предъявляемые требования к подрастающему поколению страны, а именно:
–
быть социально активным и всесторонне развитым,
–
уметь ставить цели и находить своё место в коллективе сверстников,
–
проявлять инициативу и самостоятельность педагогика постоянно
предлагает пути развития качеств социально-активной
личности ребёнка,
формирования его социальных умений и навыков начиная с дошкольного
детства. Рассматривая период
дошкольного
детства,
возможно
говорить о «развитии начал социально-значимой активности» (ФОП ДО,
раздел.2, п.2.1.) детей старшего дошкольного возраста как о
целенаправленном
процессе
реализации
оптимальных
условий
взаимодействия педагогов детских садов, родителей и самих детей.
Для разработки методических рекомендаций были отобраны научные идеи,
обосновывающие возможность сотрудничества детей и взрослых для развития
начал социальной активности старших дошкольников.

С именем классика педагогической науки советской эпохи доктора
педагогических наук Надежды Константиновны Крупской (14(26).02.1869г. 27.02.1939г.) связано становление всей советской системы образования и
воспитания, теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране,
когда, после Октябрьской революции 1917 года, детские сады становились
частью социальной системы нового государства.
Н. К. Крупская считала, что необходимо уже в детском саду пробуждать
активность детей, и что нужно дать простор их индивидуальности для
формирования в маленьком человеке желания действовать и оказывать
посильную помощь окружающим. Она указывала на важную роль личного
примера взрослых, когда дети, в доступных для них формах, участвуют
наравне со взрослыми в труде и в общественно полезной работе.
Надежда Константиновна писала о значении дошкольного воспитания:
«Первые годы развития ребёнка имеют громадное влияние на всё дальнейшее
его развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание...» зависят
успехи ребёнка в дальнейшей жизни. Она считала, что воспитательная работа
должна сочетать умение растить коллективистов и возможность
всестороннего развития личности ребенка в этой коллективной обстановке.
Крупская Н.К. утверждала, что семья играет огромную роль в воспитании
детей, и призывала укреплять семью на основе гармоничного сочетания
личных и общественных интересов. Детский сад должен служить в этом
направлении работы организующим центром и влиять на домашнее
воспитание: «Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле
самообразования, привлечение их к работе детского сада».
Обобщая труды великого педагога, можно сказать, что Надежда
Константиновна выделяла следующие аспекты воспитания в коллективе
детского сада:
•
активное участие
детей в
коллективной деятельности;
•
учёт возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
•
создание совместных положительных переживаний;
•
опора на собственную активность детей;
•
привлечение родителей к работе детского сада.
Александра Платоновна
Усова
(30.10
(11.11)
1898г.
–
16.07.1965г.), основоположник современной дидактики детского сада, доктор
педагогических наук, профессор, член- корреспондент Академии
педагогических наук РСФСР, считала, что активность детей в детском саду
играет важную роль в их развитии. Она подчёркивала, что игры и другие виды
активности способствуют приобретению общественных навыков поведения,
воспитанию положительных качеств личности и установлению дружеских
отношений между детьми. Она указывала на то, что социализация ребёнка
дошкольного возраста происходит в результате накопления социального
опыта, что это сложный и продолжительный процесс, в ходе которого
ребёнок усваивает духовные ценности, социальные нормы и правила, учится
общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Отечественное дошкольное воспитание невозможно представить без
Александра Владимировича Запорожца (30.08 (12.09) 1905г. - 7.10. 1981г.)
советского психолога, ученика Л.С. Выготского, доктора педагогических
наук, академика, основателя Института дошкольного воспитания АПН СССР.
Александр Владимирович ввёл в дошкольную педагогику понятие
амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального
использования специфически детских видов деятельности. В настоящее время
принцип амплификации положен в основу ФГОС дошкольного образования.
А.В. Запорожец считал, что в раннем детстве ребёнок приобретает основы
личностной культуры, впитывая через взрослого общечеловеческие духовные
ценности. Поэтому большое внимание в дошкольном периоде он уделял
взаимоотношениям между педагогом и воспитанником, считая в целом
дошкольную педагогику «особым целостным процессом совокупной,
коллективной деятельности детей и педагога, в ходе которой, дети активно
овладевают достижениями материальной и духовной культуры, созданной
человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и
идеалы, что и определяет развитие их личности».
Процессу вхождения ребёнка дошкольного возраста в общество, развитию
качеств, необходимых для понимания своей роли и нахождения в нём места,
посвящены работы и исследования многих зарубежных педагогов.
Интересен опыт зарубежных исследователей из Японии, где деятельность
детских садов в первую очередь посвящена вопросам воспитания. К
окончанию детского сада ребёнок должен осознать себя членом группы, вести
себя как член группы, быть внимательным к другим и уметь их выслушать,
уметь развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в групповых видах
деятельности.
Яркой иллюстрацией построения воспитательной работы в японских детских
садах являются тезисы книги Масару Ибуки «После трёх уже поздно»:
–
если принцип доверия к людям впитан с молоком матери, то ребёнок
вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее
общества;
–
ребёнок не научится доверять людям, если усвоит принцип доверия
только в теории;
–
приказание - не лучший способ воспитания;
–
родители должны найти способ показать ребёнку, что они тоже
стараются;
–
воспитывать ребёнка – это значит всё время воспитывать и самого себя;
–
ребёнок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его
воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня.
Одним из авторов Концепции дошкольного воспитания позднего советского
периода был Василий Васильевич Давыдов (31.08.1930г. - 19.03.1998г.),
российский психолог и педагог, академик, вице-президент Российской
академии образования, заведующий лабораторией умственного воспитания
Института дошкольного воспитания АПН СССР (в последствие - Институт
развития дошкольного образования РАО).

Василий Васильевич относился к детству, как самоценному времени жизни,
которое рождает такие долго действующие качества личности, которые в
дальнейшем дают ребёнку возможность уверенно шагнуть за пределы детства.
Он считал, что любой период детства обладает возможностью развивать
специфические качества личности и, если что-то будет недобрано в тот или
иной период, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе
невозможно.
По его мнению, воспитатель в своей работе должен был придерживаться
принципа «не рядом и не над, а вместе», видеть в ребёнке полноправного
партнёра, уметь встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не
игнорировать его чувства и эмоции, т.е. сотрудничество определялось
единственно верной тактикой общения взрослого и ребёнка.
В ситуации сотрудничества, по мнению Давыдова В.В., преодолевается
возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется детский
коллектив, где и происходит полноценное развитие ребёнка.
Владимир Товиевич Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор,
заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего
образования Института развития дошкольного образования РАО, отмечает,
что детский сад для ребёнка не учреждение, а расширенное «личное
пространство», место радостной встречи, наполненное сокровенными
жизненными смыслами.
По мнению В.Т. Кудрявцева, именно в детском саду детско- взрослая
общность
характеризуется
различными
формами
воспитательнообразовательного взаимодействия взрослых и детей. При этом речь идёт не о
простом воспроизведении детьми социально заданного образа взрослости, а о
–
сотрудничестве и продуктивном взаимодействии детей и взрослых,
–
преобразовании детьми содержания нового для них общественного
опыта,
его творческом переосмыслении в качестве проекции на
своё будущее,
–
проблематизации ребёнком общечеловеческого опыта как движущей
силы личностного развития.
В практических исследованиях и фундаментальных теоретических работах
В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимовой, О. В. Акуловой, Т. И.
Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, О.В. Солнцевой, М.Н.
Поляковой и др., где доказано, что ребенок в дошкольном возрасте при
определенных педагогических условиях становится субъектом детских видов
деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как
субъекта деятельности связаны:
– с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности
и средств ее реализации;
–
с
процессами
эмоционально-положительной направленности
в общении и в стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Таким образом, анализ научных идей и результатов их практической
применимости служит
достоверным основанием и методологической
основой разработки данных методических рекомендаций.

ВВЕДЕНИЕ
А.В. Мудрик развитие социальной активности личности рассматривает, как
«многогранный процесс очеловечивания человека, подразумевающий
вхождение индивида в социальную среду, сопровождающееся процессом
социального познания, социального общения и, как результат, преобразование
окружающего мира».
Целью деятельности дошкольных образовательных организаций в основных
государственных документах, регламентирующих их деятельность на
современном этапе, определено разностороннее развитие дошкольника с
учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Это ставит перед
дошкольными образовательными организациями задачи приобщения ребёнка
к традиционным российским духовным ценностям, освоения им правил и
норм поведения в российском обществе, обучения и воспитания его как
гражданина Российской Федерации.
Данная программа отвечает требованиям Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП
ДО) в части соблюдения следующих условий их реализации:
признание детства как уникального периода в становлении
человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие
воспитанника таким, какой он есть…, поддержка уверенности в собственных
возможностях и способностях у каждого воспитанника;
решение образовательных задач с использованием как новых форм
организации процесса образования, так и традиционных;
обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального
общего уровней образования;
создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды, в которой ребенок реализует право на свободу выбора
деятельности, партнера, средств и пр.;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи
обучающихся;
взаимодействие с различными социальными институтами (сферы
образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социальновоспитательными субъектами открытой образовательной системы),
использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной
педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в
совместной социально-значимой деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как

дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее
социализации.
Согласно ФГОС ДО, одной из приоритетных задач педагогов ДОУ является
развитие начал социальной активности дошкольников в рамках
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6).
В связи с этим, педагоги дошкольных образовательных организаций,
выстраивая взаимодействие с коллективом детей и родительским
сообществом, уделяют всё большее внимание организации воспитательной
работы. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность
способствует решению актуальной задачи расширения возможностей ребёнка
для субъектных проявлений в различных ситуациях и событиях.
Содержание программы интегрируется с такими образовательными
областями ФОП ДО как:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Предлагаемая программа предлагает вариативные формы, способы, методы и
средства реализации ФОП ДО, а также обогащают программу воспитания:
усиливают содержательно обозначенные направления воспитания
старших дошкольников;
дополняют варианты совместной деятельности детей и взрослых и
способы поддержки детской инициативы;
расширяют
инструментарий
по
вовлечению
родителей
в
образовательный процесс;
конкретизируют возможности социального партнёрства.
Программа направлена на
первоначальное
знакомство
с
основами
коллективного взаимодействия детей и взрослых, что в дальнейшем, в
младшем школьном возрасте, является основой развития социальной
активности детей в рамках программы «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/
В программе обоснованы особенности деятельности педагога по организации
совместной деятельности детско- взрослого сообщества в детском саду.
Материалы помогут в выстраивании взаимодействия детей и взрослых,
освоении содержания и механизмов развития предпосылок социальной
активности детей старшего дошкольного возраста, а также увидеть
возможности демонстрации ребёнком субъектной позиции при участии его
как в традиционных формах дошкольного образования, так и в события,
обозначенных в авторской части образовательной программы детского сада.
В содержании программы раскрыты:
–
основания выстраивания совместной деятельности для становления
субъектной позиции дошкольника;
–
особенности организации коллективной творческой деятельности
в
дошкольной
образовательной организации;
–
планирование воспитателем коллективной творческой деятельности;
–
чередование традиционных поручений в дошкольной образовательной

организации;
–
предполагаемые результаты использования
методических
рекомендаций;
–
педагогическая диагностика
предполагаемых результатов;
–
практико-ориентированные материалы.
Знакомство старших дошкольников и их родителей (законных
представителей) с программой «Орлята России» вносит свой вклад в решение
проблемы обновления механизмов преемственности между дошкольным и
школьным уровнями образования, когда классный руководитель 1-го класса
принимает группу выпускников детского сада и продолжает работать по
программе «Орлята России» в начальной школе.
Новизной данной программы является рассмотрение методик коллективной
творческой деятельности и чередования творческих поручений как:
педагогических средств поддержки субъектных
проявлений старшего дошкольника при включении его в различные виды
совместной деятельности;
способов организации совместной деятельности детей и взрослых;
направленность воспитательного процесса на
совместную
посильную заботу об окружающем мире.
Основания выстраивания совместной деятельности для становления
субъектной позиции старшего дошкольника
Базовыми ценностями, заложенными в ФОП ДО являются жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,
историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, что
гармонично сочетается с ценностями программы «Орлята России»: семья,
Родина, команда, познание, природа, здоровый образ жизни.
Соответствие главного принципа Программы – совместной деятельности
детей и взрослых - принципам, заложенным в государственных документах в
области образования и воспитания, позволяет утверждать, что методические
рекомендации направлены на обогащение содержания деятельности ДОО,
наполняя
её
значимыми
акцентами,
демонстрируя
конкретный
педагогический механизм развития социальной активности ребёнка старшего
дошкольного возраста.
При разработке ФОП ДО, принципы организации образовательного процесса
с детьми дошкольного возраста (ФГОС ДО п.14.3) в 2022г. были дополнены
важным положением: ребёнок – дошкольник признан полноценным
участником образовательных отношений, где субъектность старшего
дошкольника представляет собой результат его взаимодействия со
сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями).
Субъектная позиция дошкольника является важным условием развития

начал его социальной активности и проявляется в таких качествах, как
самостоятельность, инициативность, ответственность.
Подтверждением этого служит точка зрения российского учёного И.С. Кона о
том, что «...субъектная позиция подразумевает активную творческую
деятельность, сознательность, целеполагание и осознавание самого себя,
свободу, возможность выбора и в силу этого, в известной мере,
непредсказуемость, уникальность, неповторимость».
Педагогическая поддержка субъектной позиции старшего дошкольника в
процессе освоения им навыков социальной активности позволяет:
•
помочь семье и дошкольнику, исходя из интересов ребёнка, стать
активными участниками коллективной творческой деятельности;
•
ребёнку на основе приобретённого опыта совместных действий и
самостоятельных поступков (поручений) развить навыки ответственности,
самообслуживания, мотивы заботы и помощи;
•
использовать различные педагогические приёмы включения старшего
дошкольника в подготовку и проведение событий коллективной творческой
деятельности;
•
поддерживать интерес старшего дошкольника к освоению
коллективных форм деятельности, где требуется инициатива, коммуникация,
командная работа.
Особенности организации коллективной творческой деятельности в
дошкольной образовательной организации
В качестве методологической основы организации совместной деятельности
детско-взрослого сообщества в детском саду предлагаются идеи
коллективного творческого воспитания, разработанные отечественным
педагогом и учёным Игорем Петровичем Ивановым.
Суть коллективного творческого воспитания заключается в организации
совместной развивающей деятельности детей и взрослых, наполненной
творчеством, трудом, игрой, товариществом и радостью, в вовлечении детей в
творческий процесс как субъектов этой деятельности, предоставление им
максимальной самостоятельности.
Возможности детского сада, как воспитательного пространства, позволяют
организовывать совместную деятельность с активным привлечением
родителей, которые на данном этапе взросления своего ребёнка проявляют
наибольшую заинтересованность в его развитии.
Совместная деятельность детско-взрослого сообщества в детском саду имеет
логику этапов коллективных творческих дел - КТД.
КОЛЛЕКТИВНОЕ – совершается в совместной деятельности детей, родителей
и воспитателей.
ТВОРЧЕСКОЕ – представляет совместный поиск совместных решений, не по
шаблону, а всегда в разных вариантах, всегда с новыми возможностями, ведь

такое дело (событие) – частица интересной жизни.
ДЕЛО – это совместное действие, событие, которое подразумевает
достижение определённой цели или выполнение определённой задачи.
Рекомендуется воспитателю
при подготовке
коллективного
творческого дела обратить внимание на следующий образец алгоритма:
Проведение театрализации о лесных жителях «В лес за чудесами».
1.
Коллектив взрослых и детей с помощью жеребьёвки разбивается на
микрогруппы по 5-6 человек (особенность – в каждой группе должны быть и
дети и взрослые).
2.
Микрогруппа получает задание: выбрать лесное животное, рассказать 23 интересных факта о нём, в творческой форме всем вместе показать
особенности его движения, или озвучить его голосом, или вспомнить в каких
сказках его встречали и показать отрывок одной из этих сказок, придумать
интересный вопрос о животном для других команд и т.д. Время подготовки:
10 минут.
3.
Демонстрация результатов
совместной
деятельности:
воспитатель объединяет всё в общий сюжет, а команды детей и родителей по
очереди выступают.
4.
Коллективное обсуждение: что понравилось? что нового узнали? кто
удивил своим творчеством? для кого это можем провести сами? и т.п.
Из приведённого примера видно, что в коллективно- творческой деятельности
воспитатель занимает позицию организатора и помощника. Он создаёт
условия для активного участия детей и взрослых в планировании, подготовке
и проведении совместных дел, помогает детям и родителям учиться работать
в команде.
Основные этапы коллективного творческого дела:
1.
Предварительная работа, которую проводит воспитатель: постановка
педагогических целей и задач, выбор темы и определение сроков проведения
КТД, обсуждение идеи с другими педагогами и/или родителями.
2.
Коллективное планирование: обсуждение и отбор идей творческого дела
на собрании педагогов и родителей, в результате которого создаётся единый
проект или объединяются предложения, высказанные участниками,
выбираются варианты подготовки КТД.
3.
Подготовка методом Творческой группы (ТГ):
•
1 вариант: создаётся ТГ родителей, например, для подготовки
спортивной новогодней программы «Раз снежинка, два снежинка».
•
2 вариант: создаётся творческая группа педагогов, например, для
проведения музыкально-игровой программы «Весёлые нотки».
•
3 вариант: КТД готовится самим воспитателем, например, инсценировка
«В гостях у сказки», когда предполагается проведение КТД в формате
экспромта или с малым временным отрезком на подготовку.

В ходе подготовки необходимо целесообразное распределение поручений,
обязательное участие в подготовке коллективных творческих дел совместных
микрогрупп из родителей и детей, учёт региональных особенностей.
4.
Проведение коллективного творческого дела.
5.
Коллективное подведение итогов: обсуждение проведённого КТД на
общем собрании взрослых и детей.
•
1 уровень – детский коллектив. Подведение итогов с детьми в виду
возрастных особенностей целесообразно начинать с эмоционального
восприятия детьми прошедшего события: понравилось - не понравилось?
Какое было настроение? Кто нас порадовал? Далее - переход к аналитическим
вопросам: что запомнили? Что было для нас важным? Кому скажем
«спасибо»? и т.д.
•
2 уровень – родители. Анализ с родителями проходит с высказыванием
мнений об успехах и недочётах, внесением предложений на будущее.
•
3 уровень – воспитатель группы, педагоги. Анализируется, какова была
цель КТД? Какие задачи были поставлены перед участниками? Как
происходило взаимодействие? Какие результаты были достигнуты? Что
изменилось в сообществе «дети-родители-педагоги»? Какие выводы можно
сделать? Какие возможности можно определить для дальнейшего развития
совместной деятельности при проведении КТД?
При подведении итогов совместной деятельности для стимулирования
диалога и поиска решений используются открытые вопросы, проблемные
ситуации, их свободное обсуждение. Оно должно быть содержательным,
позитивным, ориентированным на дальнейшее развитие каждого участника.
Совместная деятельность детей и взрослых способствует формированию и
творческому развитию детского коллектива, развитию личности каждого
ребёнка, его способностей и индивидуальности, а также воспитанию
общественно активной личности, так как обогащает детский коллектив и
личность социально ценным опытом, позволяет каждому ребёнку проявить и
совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности
и отношения, расти нравственно и духовно.
В каждом коллективном творческом деле решается целый «веер»
педагогических
задач,
происходит
развитие
коллективистских,
демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят и
взрослых, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.
Чередование традиционных поручений в дошкольной образовательной
организации
Чередование традиционных поручений (ЧТП) в детском саду – это методика
организации жизнедеятельности группы старших дошкольников, которая
позволяет разнообразить ежедневные дела.
Методика ЧТП предполагает разделение группы дошкольников на
микрогруппы по 2-3 человека, распределение традиционных поручений и
выполнение их детьми в течение недели, после чего микрогруппы меняются

поручениями.
Поручения могут быть разными: дежурство, помощь воспитателям в
подготовке занятия (разложить или собрать наглядные пособия, расставить
стульчики и т.п.), уборка территории или игрушек в группе и другие.
Использование приёма смены поручений позволяет всем детям пройти через
роль организатора, исполнителя и др. (в группе, отвечающей за зарядку
ребёнок может выступить инициатором проведения тех или иных
упражнений, а в группе «Чистюль» - он уже исполнитель и помогает наводить
порядок в игрушках).
Смена позиций и ролей учит самоорганизации и помогает организовывать
других ребят, даёт пример взаимодействия и взаимоответственности,
развивает регулятивные, коммуникативные и личностные умения. В
малочисленной группе ребёнок постоянно находится под воздействием
мнения других детей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения, у
него постепенно формируется умение подчиняться и прислушиваться к
мнению сверстников, кроме того, самостоятельное руководство небольшим
количеством сверстников детям дошкольного возраста легче осуществлять в
микрогруппе из 2-3 человек.
Примерные рекомендуемые направления деятельности для ЧТП
•
помощники воспитателя: помогают с подготовкой к занятию (разложить
карандаши, альбомы, подготовить спортивный инвентарь и пр.), навести
порядок после занятия, помочь рассказать всем ребятам сказку, показать всем
как из конструктора собрать машину или из пазлов сложить картинку и пр.;
•
дежурные: помогают младшему воспитателю накрывать на стол,
расставляют стулья к столам, протирают пыль в игровом уголке, собирают и
убирают игрушки на игровой площадке и пр.;
•
санитары/ «чистюли»: напоминают ребят о необходимости мыть руки,
помогают аккуратно складывать вещи перед дневным отдыхом, проявляют
заботу о здоровье ребят (например, могут рассказать всем о пользе фруктов;
подготовить творческую сценку о здоровье, напомнить всем, что дома
необходимо делать зарядку и проветривать свою комнату и т.д.);
•
спортсмены: проводят динамические паузы и утреннюю зарядку;
организуют простые спортивные соревнования; выступают помощниками
педагога при проведении спортивных занятий;
•
затейники: показывают мини-сценки, поздравляют ребят с праздниками,
читают для всех стихи, поют песни и танцуют, могут помогать педагогам на
творческих занятиях;
•
игровики: учатся и проводят с ребятами простые игры под руководством
воспитателя;
•
другое.
Весь процесс деятельности важно строить так, чтобы педагог выступал, как
скрытый инициатор, причём в этом случае у детей должно складываться
впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами.

Особенности организации ЧТП в детском саду
1.
Заранее сформированный педагогом список традиционных поручений,
соответствующих возрасту и опыту ребят, а также ситуации, в которых им
придётся действовать.
2.
Создание микрогрупп отвечает возрастным особенностям старших
дошкольников и позволяет планировать смену деятельности через 2-3 дня.
3.
В микрогруппах дошкольники выступают в роли помощников,
организаторов и инициаторов.
4.
Важно визуальное оформление. Например,
вертушка поручений (когда в уголке группы нарисованы картинки,
обозначающие поручение и рядом, располагаются рисунки-фото ребят,
которые выполняют это поручение), или картинки-поручения, которые можно
прикрепить к шкафчикам ребят.
5.
Положительный эффект создадут атрибуты
поручений – галстуки разного цвета, повязки на руку, красивые фартуки или
шапочки.
6.
Важна система поощрения, действующая в
группе на постоянной основе. Например, вручение значков «Самый
ответственный дежурный» или «Заботливый
цветовод»
и
др.;
совместное фотографирование за выполнением поручений и слова
благодарности родителям; аплодисменты от всей группы за хорошее
дежурство и другие способы; слова поддержки и поощрения от воспитателя и
др.
7.
Организация
доброжелательных взаимоотношений в микрогруппе,
когда сами ребята хвалят других за хорошо выполненное поручение.
8.
Необходимо
всегда
контролировать выполнение поручений,
потому что дошкольники за всё берутся с энтузиазмом, но без
соответствующей поддержки быстро охладевают к делу, и даже забывают о
поручении.
9.
В конце недели рекомендуется обсуждение результатов деятельности
микрогруппы: что получилось? что понравилось делать? какие поручения
хотелось бы ещё попробовать?
Важно помнить, что не следует заставлять дошкольника, выполнять то или
иное поручение, если оно ему не нравится или не получается. Постарайтесь
найти ребёнку задачу по душе, исходя из его особенностей и интересов.
Чередование творческих поручений — это система работы. Рекомендуем
воспитателю каждый день выделять время на работу с детскими
микрогруппами, напоминать детям, какое поручение они сегодня выполняют,
контролировать выполнение, подводить итоги и пр. С детьми необходимо
обсуждать деятельность каждой микрогруппы, т.к. проделанная работа не
должна оставаться без внимания. Соревноваться в выполнении чередующихся
творческих поручений не стоит, лучше, если дети будут работать не за баллы
или награды, а потому, что им интересно и они узнают новое!

Планирование воспитателем коллективной творческой деятельности
Планирование воспитателем деятельности детско- взрослого сообщества - это
процесс определения и организации системы коллективных творческих дел в
старших группах детского сада в течение одного учебного года.
Планирование помогает равномерно распределить работу в течении года,
выстроить последовательность действий и развитие взаимодействия в
сообществе «ребёнок- родитель-воспитатель/педагоги».
Для планирования
коллективной
творческой деятельности старших
дошкольников с сообществом взрослых воспитателю следует учитывать
следующее:
•
ребёнок - субъект взаимодействия со взрослыми;
•
дети активные участники, а
не
только
объекты
воздействия взрослых;
•
родители - инициаторы совместной деятельности;
•
педагоги создают предметно-развивающую среду в детском саду,
влияющую на проявление ребёнком инициативы и активности,
стимулирующую его творчество и самостоятельность, желание действовать,
предлагать идеи, сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
•
воспитатель в зависимости от ситуации и в интересах ребёнка готов к
выполнению разных ролей (играющий партнёр, организатор, координатор и
т.д.);
•
важно соблюдение баланса инициатив взрослых и детей: взрослые
поддерживают инициативу детей и сами активно участвуют в деятельности.

Примерное календарно-тематическое планирование совместной
деятельности воспитателя
Основной идеей, заложенной в программе, является совместная деятельность
детей и взрослых в освоении пяти направлений:
•
Семья «Если семья вместе, то и душа на месте»,
•
Здоровый образ жизни
«Здоровым будешь-всё добудешь!»,
•
Природа «Дерево дорого плодами, а человек - делами!»,
•
Родина «Если дружба велика, будет Родина крепка!»,
•
Орлята России «Учимся, растём, мечтаем ВМЕСТЕ!»
№
п/п
1

2

3

4

5

Итого

направление

примерные
события

«Если семья вместе, Коллективное
то и душа на месте»
творческое
дело
«Моя
дружная
семья»
«Здоровым будешь - Выход
на
всё добудешь!»
природу
«Весёлые
семейные
старты»
«Дерево
дорого Игра
по
плодами, а человек - станциям «Я
делами!»
берегу
природу»
«Если дружба велика, Коллективный
будет Родина крепка!» творческий
проект
«Дружный
хоровод»
(долгосрочный
проект
на
учебный год)
«Учимся,
растём, Коллективное
мечтаем ВМЕСТЕ!»
творческое
дело «В гостях
у Орлят»

период
учебного
года/месяц
В
течение
учебного
года
воспитатель
вместе
с
родителями
определяют
сроки
подготовки и
проведения
того
или
иного
события

кол-во
часов
1

1

1

1

В
завершении
учебного
года / конец
апреля- май

1

5

При подготовке и проведении воспитательных событий в рамках совместной
деятельности каждому участнику важно соблюдать определённую
последовательность действий, которая соответствует этапам подготовки и
проведения коллективного творческого дела (Приложение 1).
Организацию совместной деятельности педагогам детских садов
рекомендуется планировать на основе ФГОС ДО и ФОП ДО в вариативной
части, формируемой участниками образовательных отношений, которая
составляет не более 40% от общего объема самостоятельно разрабатываемой
программы.
Предлагаемые направления совместной деятельности сочетаются с
образовательными областями ФОП ДО, в то же время они не являются
направлениями совместной деятельности в рамках программы «Орлята
России» в начальной школе.
Предполагаемые результаты использования программы
Предполагаемые результаты участия детско-взрослого сообщества в развитии
начал социальной активности старшего дошкольника в детском саду
планируются к достижению к концу дошкольного возраста. Такими
результатами должны стать:
–
накопление ребёнком личного опыта проявления социальной
активности;
–
раскрытие субъектной позиции ребёнка через совместную
деятельность
социальной направленности
для осознания понятий
«самостоятельность», «инициативность», «ответственность»;
–
объединение взрослых и детей как пример заботы друг о друге на основе
традиционных ценностей российского общества;
–
влияние
детско-взрослого
сообщества
на положительное
представление старшим дошкольником образа Орлят и поддержка его
желания стать активным участником программы «Орлята России».
Указанные позиции коррелируются с целевыми ориентирами программы
воспитания ФОП ДО (раздел 2.5.1.) и планируемыми результатами освоения
ФОП ДО (п.1.2.) на этапе завершения её освоения.
Включение педагогом ДОО материалов программы в содержание
образовательной и воспитательной работы позволит сформировать новые
подходы к совместной деятельности детско-взрослого сообщества с
использованием методики коллективной творческой деятельности и системы
чередования творческих поручений.
При анализе воспитателем изменений социальной активности старшего
дошкольника в течение учебного года рекомендуем фиксировать полученные
результаты в таблице педагогических наблюдений «Я расту» (Приложение 2).
Воспитателю необходимо учитывать, что степень выраженности показателей
результативности у детей одного возраста может различаться по причине
особенностей индивидуального развития.
Недопустимо сравнивать полученные результаты ребёнка с достижениями

других детей в группе, но необходимо рассматривать наличие
индивидуальных изменений в динамике «вчера-сегодня» с построением
перспективы «завтра» - дальнейшего развития.
Данные рекомендации являются примерными, так как в п.1.2. Целевого
раздела ФОП ДО обозначено, что «в соответствии с ФГОС ДО специфика
дошкольного детства и системные особенности ДО делают неправомерными
требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений».
Педагогическая диагностика предполагаемых результатов
Согласно требованиям ФГОС ДО, специфика педагогической диагностики
планируемых образовательных результатов при освоении ребёнком ФОП ДО,
обусловлена тем, что все результаты заданы как «целевые ориентиры
дошкольного образования, которые не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)» (ФГОС ДО,
раздел IV, п. 4.3.).
Согласно ФОП ДО, педагогическая диагностика не является обязательной
процедурой. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике
возрастного развития ребенка, формах организации и методах решается
непосредственно ДОО.
При принятии ДОО решения о проведении педагогической диагностики
результатов участия старших дошкольников в совместной деятельности,
направленной на развитие их социальной активности для эффективности
работы, воспитателю рекомендуется применять с определенной
периодичностью следующее:
–
интервьюирование родителей, других педагогов ДОО;
–
беседы воспитателей и родителей об изменении социальной активности
ребёнка;
–
ведение воспитателем таблицы педагогических наблюдений «Я расту»;
–
составление рейтинга коллективных творческих дел и системы
чередования творческих поручений для отбора наиболее результативных
форм влияния на развитие социальной активности старшего дошкольника.
Практико-ориентированные материалы
Представленные материалы позволяют продемонстрировать в деятельности
ключевые положения методических рекомендаций, основанные на смыслах и
ценностях программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России»:
–
поддержка субъектной позиции ребёнка старшего дошкольного
возраста;
–
организация совместной деятельности детско-взрослого сообщества
«ребёнок-родители-педагог»;
–
использование, как основы жизнедеятельности группы детского сада,

системы чередования творческих поручений.
–
подготовка и проведение коллективных творческих дел как основного
способа организации совместной деятельности детей и взрослых.
(Приложение 6).

Словарь понятий
1.
Традиционные ценности российского общества - это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от
поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской
идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие
гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа
России (Указ Президента РФ от 09.11.2022г. №809).
2.
Воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и
окружающей среде» (ст.2. П.2, ФЗ об Образовании от 29.12.2012г., в ред. от
25.12.2023г.).
3.
Коллективное творческое воспитание в ДОО - процесс развития
активной
и
самостоятельной
личности
старшего
дошкольника
гуманистической направленности.
4.
Социальная активность – способность человека производить
общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств
материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых
актах, общении, поведении. Социальная активность является условием
самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации
педагогической практики (18).
5.
Социальная
активность
дошкольников деятельное
инициативное отношение к ближайшему социальному окружению, основой
которого являются общественно- значимые потребности.
6.
Начала
социальной
активности
–
поведенческие
установки, сформированные у
ребёнка
в
старшем
дошкольном
возрасте.
7.
Совместная
деятельность
–
это ведущая форма
взаимодействия взрослых и детей, в рамках которой решается задача развития
начал социальной активности старших дошкольников.
8.
Коллективная творческая деятельность в ДОО – совместная
деятельность детско-взрослого сообщества, направленная на развитие, начал
социальной активности старших дошкольников.
9.
Событие – комплекс форм, методов и технологий при котором
поддержка активности старших дошкольников педагогом и другими
участниками образовательного процесса приводит к приобретению ребёнком
собственного опыта переживания той или иной ценности.

10. Коллективное творческое дело в ДОО – способ организации
яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и
радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство
(инструмент) коллективной творческой деятельности.
11.
Чередование традиционных (творческих) поручений (ЧТП) –
методика организации жизнедеятельности временного или постоянного
детского коллектива дошкольной группы/класса/ отряда.
12. Инициативная группа (ИГ) в ДОО - это временное объединение
взрослых (родителей и/или специалистов ДОО), которые являются
инициаторами и участниками проведения того или иного события для
дошкольников. ИГ может действовать самостоятельно, без воспитателя
группы, привлекая его только в качестве консультанта ил помощника.
13. Творческая группа (ТГ) в ДОО – это временное объединение взрослых
и детей старшего дошкольного возраста. ТГ создаётся для подготовки
конкретных заданий того или иного события в рамках совместной
деятельности детско-взрослого сообщества в ДОО.

Список литературы
1.
Закон об Образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, в
ред. от 29.12.2022г. в ред. от 25.12.2023г.
2.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №
400 «О
Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
4.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
6.
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
дошкольного образования, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384.
7.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
зарегистрирована в Минюсте России 28.12.2022 №71847.
8.
В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования». М.:
«Академия», 2004г.
9.
Концепция дошкольного воспитания. Давыдов В.В.,
Петровский В.А., 1989г. Источник: КонсультантПлюс.
10. Масару Ибука «После трех уже поздно», М., 2017г., 8-е издание. Перевод с
английского Н. А. Перовой.
11. Психология деятельности
и
личности дошкольника. Запорожец
А.В., Эльконин Д.Б. М.: Просвещение, 1965г.
12. Н.
Крупская «Дошкольное
воспитание. Вопросы
семейного воспитания и быта», М.: «Директ-Медиа», 2014г.
13. Н.К. Крупская «О дошкольном воспитании». М.: «Москва», г. Москва, 1967г.
14. Н.К. Крупская «Педагогические сочинения», комплект из 6
книг. М: «Педагогика», 1978г.
15. Кон И. «Ребёнок и общество». М.: «Академия», 2004г.
16. В.Т. Кудрявцев «Воображение, творчество и личностный рост ребёнка». М.:
Чисты е пруды, 2010г. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика», вып. 25.
17. Усова А.П. «Обучение в детском саду»/ под ред. действит.
чл. АПН СССР А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981г.
18. Евладова
Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.
Дополнительное образование детей. — М., 2002г.
19. Учебно-методический комплекс к Программе развития социальной
активности обучающихся начальных классов
«Орлята России». Методические материалы / авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса
А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.