1
Содержание
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
IV.
V.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
VI.
6.1.
6.2.
6.3.
VII.
Введение
3
Пояснительная записка
3
Учебный план Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной 5
общеразвивающей программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Календарный учебный график Дополнительной общеобразовательной программы – 7
дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет
Содержание образования Дополнительной общеобразовательной программы – 9
дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет
Рабочая
программа
по
освоению
детьми
3-4
лет
Дополнительной 12
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Рабочая
программа
по
освоению
детьми
4-5
лет
Дополнительной 33
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Игра – начало театра»
Рабочая
программа
по
освоению
детьми
5-6
лет
Дополнительной 51
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Искусство танца»
Рабочая программа по освоению детьми 6-7 Дополнительной общеобразовательной 71
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Театр танца»
90
Формы, методы и средства реализации Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы для детей 3-7 лет
«Ритмика с элементами хореографии»
Планируемые
результаты освоения
Дополнительной
общеобразовательной 90
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет
Планируемые
результаты
освоения
детьми
3-4
лет
Дополнительной 90
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Планируемые
результаты
освоения
детьми
4-5
Дополнительной 90
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Планируемые
результаты
освоения
детьми
5-6
лет
Дополнительной 91
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Планируемые
результаты
освоения
детьми
6-7
лет
Дополнительной 91
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Организационно-педагогические
условия
реализации
Дополнительной 92
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
Кадровые условия
92
Материально – техническое обеспечение
92
Методическое обеспечение
93
Оценочный материал
93
Приложения № 1
Приложение № 2
2
Введение.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По
выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении
дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции,
формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение с взрослыми и сверстниками,
но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой
активности.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий
воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения
дополнительных образовательных программ независимо от основной образовательной программы.
Дополнительное образование определяется социальным заказом детей, родителей, других
социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет
возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства
ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации
развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности
в различных образовательных областях.
Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности и форм
образовательных объединений. Кроме того, дополнительное образование способствует
своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни,
созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе
и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет
«стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным
направлением развития дошкольного учреждения.
Пояснительная записка.
Хореография - искусство, любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную,
красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу
своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям и к ритмике. Танец таит в себе
огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в
себе эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю.
Хореография позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и,
в целом, психического развития детей. Между тем хореография открывает огромные возможности
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка.
Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 504
(далее- МБДОУ № 504) реализуется Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика с элементами хореографии» для детей 37 лет (далее также и/или Программа). Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском. Программа состоит из четырех самостоятельных частей (курсов), которые
могут быть реализованы как самостоятельные общеразвивающие программы, срок реализации –
один год.
Программа направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии,
включает в себя комплексное развитие, как коллектива, так и отдельного ребенка путем
художественного воспитания, предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу
эмоционального выражения личности.
3
Необходимость разработки Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы для детей 3-7 лет «Ритмика с элементами хореографии» обусловлена
социальным заказом потребителей образовательных услуг, потребностью родителей (законных
представителей) в раннем развитии своих детей, отсутствием концепции и системности в обучении
детей дошкольного возраста основам танцевального искусства.
Основания для разработки программы:
Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями;
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155;
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ детского сада №
504;
Программа «Развитие личности ребёнка средствами хореографии. Театр Танца», автор
Усова О.В.
Устав МБДОУ детский сад № 504 с изменениями (дополнениями) к нему, локальные
акты.
Содержание образования Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет состоит из
четырех курсов:
Подготовительный курс - «Ритмика», содержание образования рассчитано сроком на один год и
предполагает обучение детей 3-4 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом», развитие макродвижений.
Первый курс - «Игра – как начало театра», содержание образования рассчитано сроком на один год
и предполагает обучение детей 4- 5 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом»
Второй курс - «Искусство танца», содержание образования рассчитано на один год, предполагает
обучение детей 5-6 лет. Приоритетная цель - расширить лексику движений ребенка, развить его
двигательную память.
Третий (заключительный) курс - «Театр Танца», содержание образования рассчитано сроком на
один год, предполагает обучение детей 6-7 лет. Является заключительной частью освоения детьми
образовательной программы дополнительного образования. Приоритетная цель - развитие у ребенка
способности к созданию танцевальных миниатюр и спектаклей.
Новизна программы состоит в том, что:
- система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и
психофизиологических особенностей каждого ребенка;
- соблюдается личностно-ориентированный подход в обучении хореографии;
- танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов
личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Программа дает возможность для развития творческого потенциала педагога дополнительного
образования. Современные образовательные методы и технологии открывают перед педагогом
широкие возможности их использования в структуре занятия, что позволяет изучать сложные для
восприятия детей двигательные и музыкальные навыки в игровой и доступной для них форме.
Основные цели программы:
педагогическая- обеспечить условия для развития творческих способностей детей.
образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать восприятие
музыкальных образов и способности выражать их в движении, основываясь на
принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей
4
дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу двигаться в работе с детьми не от
«взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».
развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребенка (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально-волевую
сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка с ОВЗ
(невербальными средствами коммуникации).
воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру
слабовидящего ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном
учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех
групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и
любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка с
этикетом танца.
Задачи:
1. Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей
детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных
движений.
2. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха,
внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
3. Создать условия для развития индивидуальных музыкальных
способностей, потенциально одарённых детей.
4. Развивать коммуникативные способности,
возможности творческого
использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
5. Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением
тела» (моторной памяти).
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа,
а не целью данного курса обучения.
Учебный план Дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет
Учебный план Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы для детей 3-7 лет «Ритмика с элементами хореографии» (далее Учебный план) является нормативным документом, регламентирующим организацию
образовательной деятельности по Дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7
лет, распределение образовательной нагрузки с учетом возрастных особенностей детей.
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями;
Устав МБДОУ детский сад № 504 (с изменениями (дополнениями).
Образовательная услуга по Дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе «» для детей 3-7 лет реализуется на внебюджетной основе. Реализация
Программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных
услуг воспитанникам, в соответствии с Комментариями к ФГОС дошкольного образования
Минобрнауки России и Департамента общего образования от 28.02.2014 № 08-249, Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Такие услуги согласно ч. 1 ст. 101 данного закона
представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств
физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
I.
5
Программа рассчитана на 4 периода (курса) обучения:
Подготовительный курс - «Ритмика», содержание образования рассчитано сроком на один год и
предполагает обучение детей 3-4 лет.
Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению навыками «мышления телом», развитие
макродвижений.
Первый курс - «Игра – как начало театра»,
содержание образования рассчитано
сроком на один год и предполагает обучение детей 4- 5 лет.
Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению навыками «мышления телом» Второй курс
- «Искусство танца», содержание образования рассчитано на один год,
предполагает обучение детей 5-6 лет.
Приоритетная цель - расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную память.
Третий (заключительный) курс - «Театр Танца», содержание образования рассчитано сроком на
один год, предполагает обучение детей 6-7 лет. Является заключительной частью освоения детьми
образовательной программы дополнительного образования.
Приоритетная цель - развитие у ребенка способности к созданию танцевальных миниатюр и
спектаклей.
На каждый период обучения по Дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе для детей 3-7 лет «Ритмика с элементами
хореографии» разрабатывается смета, заключается договор между Исполнителем и Заказчиком.
Продолжительность обучения в каждом возрастном периоде составляет 34 недели в
год.
Организация образовательной деятельности по программе дополнительного образования (далее
- ОД по ПДО) осуществляется следующим образом:
2 младшая группа (3-4 года): ОД по ДОП – 15 минут, Недельная образовательная
нагрузка- 30 минут;
Средняя группа (4-5 лет): ОД по ПДО – 20 мин. Недельная образовательная нагрузка –40 минут;
Старшая группа (5-6 лет): ОД по ПДО- 25 минут. Недельная образовательная нагрузка –50
минут;
Подготовительная группа (6-7 лет): ОД по ПДО – 30 минут. Недельная образовательная
нагрузка - 60 минут
Образовательная деятельность по Программе осуществляется во второй половине дня.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–дополнительная
общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Ритмика с
элементами хореографии» для детей 3-7 лет разработана на основе учебно-методического
комплекта Программы «Развитие личности
ребёнка средствами хореографии. Театр
Танца», автор Усова О.В.
Объем и периодичность организации образовательной деятельности по
Программе
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Курсы программы Дети 3-4 года лет Дети 4-5 лет
Дети 5-6 лет
Дети 6-7 лет
дополнительного
Время Периодич Время Перио Время
Перио Время
Период
образования
(минут ность (мину дично (минут дично (минут ичност ь
ы)
ты)
сть
ы)
сть
ы)
Подготовительны
15
2
й
курс
«Ритмика»
6
Первый
курс
«Игра
– начало
театра»
Второй курс «Искусство танца»
Третий курс
«Театр танца»
Итого в неделю
Итого в год
30
1020
2
68
20
2
-
-
-
-
-
-
50
2
-
-
50
1700
2
68
60
60
2040
2
2
68
40
1360
2
68
Календарный учебный график Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Ритмика с элементами хореографии» Пояснительная записка
Календарный учебный график Дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 37 лет (далее Календарный учебный график) является локальным документом, регламентирующим
общие требования
к организации
образовательной
деятельности
Дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественноэстетической направленности «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет (далее – также
и/или Программа), распределение образовательной нагрузки с учетом возрастных особенностей
детей.
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями;
Устав МБДОУ детский сад № 504 (с изменениями (дополнениями) к нему).
Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет реализуется на внебюджетной
основе. Реализация Программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных
платных образовательных услуг воспитанникам, в соответствии c Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Такие услуги согласно ч. 1 ст. 101
данного закона представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за
счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных
образовательных услуг.
Содержание образования Программы дополнительного образования «Ритмика с элементами
хореографии» состоит из четырех курсов:
Подготовительный курс - «Ритмика», содержание образования рассчитано сроком на один год и
предполагает обучение детей 3-4 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом», развитие макродвижений.
Первый курс - «Игра – как начало театра», содержание образования рассчитано сроком на один
год и предполагает обучение детей 4- 5 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом»
Второй курс - «Искусство танца», содержание образования рассчитано на один год, предполагает
обучение детей 5-6 лет. Приоритетная цель - расширить лексику движений ребенка, развить его
двигательную память.
Третий (заключительный) курс - «Театр Танца», содержание образования рассчитано сроком на
один год, предполагает обучение детей 6-7 лет. Является заключительной частью освоения детьми
образовательной программы дополнительного образования. Приоритетная цель - развитие у ребенка
способности к созданию танцевальных миниатюр и спектаклей.
Программа дополнительного образования направлена на образование детей:
2 младшей группы (3-4 года), длительность образовательной деятельности 15 минут 2 раз в
7
II.
неделю;
- средней группы (4-5 лет), длительность образовательной деятельности 20 минут 2 раз в
неделю;
- старшей группы (5-6 лет), длительность образовательной деятельности 25 минут 2 раза в
неделю;
- подготовительной группы (6-7 лет), длительность образовательной деятельности 30 минут 2
раза в неделю.
Дополнительное образование осуществляется в течение всего учебного года, продолжительность
учебного года - 34 недели.
Дневной регламент дополнительного образования: во второй половине дня в период
самостоятельной и совместной с педагогом деятельности (игры, минутка здоровья, общение).
Сроки проведения родительского опроса (анкетирование) с 01.09. - 14.09. и с 20.06.
- 30.06.
Праздничные дни: 04.11.20 г. – День народного единства, 01.01.20 г. – 11.01.20 г. –
новогодние каникулы, 23.02.20 г. – День защитника отечества, 08.03.20 г. – Международный
женский день, 01.05.20 г. – 04.05.20 г. – Праздник весны и труда,
09.05.20 г. – День победы, 12.06.20 г. – День России.
8
Календарный учебный график
№
Уровни программы
дополнительного
образования
Месяц
Всего часов в
месяц
Всего
часов в
год
(время
мин.)
8 (120 мин)
68
8 (120 мин)
1020
6 (90 мин)
минут
7 (105 мин)
8 (120 мин)
8 (120 мин)
8 (120 мин)
6 (90 мин)
6 (90 мин)
2 Первый курс
10 (200 мин)
68
"Игра-начало театра" для
8 (160 мин)
1360
детей 4-5 лет
8 (160 мин)
мин.
6 (120 мин)
8 (160 мин)
8 (160 мин)
8 (160 мин)
6 (120 мин)
6 (120 мин)
3 Второй уровень
68
10 (250 мин)
"Искусство танца"
8 (200 мин)
для детей 5-6 лет
1700
8 (200 мин)
6 (150 мин)
мин.
8 (200 мин)
8 (200 мин)
8 (200 мин)
6 (150 мин.)
6 (150 мин.)
4 Второй уровень
10 (300 мин)
68
"Театр танца"
8 (240 мин)
2040
для детей 6-7 лет
8 (240 мин)
мин.
6 (180 мин)
8 (240 мин)
8 (240 мин)
8 (240 мин)
6 (180 мин)
6 (180 мин)
III. Содержание образования
Содержание Дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
1
Подготовительный курс
«Ритмика» для детей 3-4
лет
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Количество
часов в
неделю (время
мин.)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (30 мин)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (40 мин.)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (50 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
2 (60 мин)
9
рассчитано на три периода (курса) обучения.
Подготовительный курс - «Ритмика», содержание образования рассчитано сроком на один год и
предполагает обучение детей 3-4 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом», развитие макродвижений.
Первый курс - «Игра – как начало театра», содержание образования рассчитано сроком на один
год и предполагает обучение детей 4- 5 лет. Приоритетная задача: подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом»
Второй курс - «Искусство танца», содержание образования рассчитано на один год, предполагает
обучение детей 5-6 лет. Приоритетная цель - расширить лексику движений ребенка, развить его
двигательную память.
Третий (заключительный) курс - «Театр Танца», содержание образования рассчитано сроком на
один год, предполагает обучение детей 6-7 лет. Является заключительной частью освоения детьми
образовательной программы дополнительного образования. Приоритетная цель - развитие у ребенка
способности к созданию танцевальных миниатюр и спектаклей.
Содержание
Дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы «Ритмика с элементами хореографии» для детей 3-7 лет
представлено в четырех рабочих программах:
1. Рабочая программа по освоению детьми 3-4 лет Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет
2. Рабочая программа по освоению детьми 4-5 лет Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Игра – начало театра»
3. Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Искусство танца»
4. Рабочая программа по освоению детьми 6-7 Дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика с элементами
хореографии» для детей 3-7 лет, курс «Театр танца»
10
11