Аннотация к ООП ОП ДО МБДОУ

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 504

620102, г. Екатеринбург, пер. Встречный, д.7, к. А Тел./факс: (343) 233-73-74
Е-mail: mdou504@eduekb.ru

Краткая презентация Основной
общеобразовательной
программы
–
образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
504 (далее по тексту - также и/или МБДОУ № 504) реализует Основную образовательную
программу дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 504 (далее по тексту- ООП ДО МБДОУ № 504
и/или Программа). Программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями (дополнениями) к
нему), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее по тексту - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки № 1155 от
17.10.2013 г., (с изменениями), Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (далее по тексту — ФОП ДО), утвержденной приказом МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
России 25 ноября 2022 г., № 1028
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации – русском. Срок реализации Программы – 6 лет.
МБДОУ детский сад № 504 функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, с
10,5 часовым пребыванием детей с 7:30 до 18:00 часов, исключая праздничные и выходные
дни.
На основании ФГОС ДО в Программе учитываются индивидуальные потребности
ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, возможности освоения ребенком Программы на
различных этапах ее реализации.
Программа на основе ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку
и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания;
Программа включает в себя Рабочую программу воспитания, примерный распорядок
и режим дня дошкольных групп, Календарный план воспитательной работы.
Программа представлена 4 разделами: целевым, содержательным, организационным и
дополнительным.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей (модулей),

которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
В Целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее

формирования; планируемые результаты освоения ООП ДО МБДОУ № 504 в
раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ООП ДО
МБДОУ № 504; подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности
по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ООП ДО МБДОУ № 504; особенностей образовательной деятельности разных
видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционноразвивающей работы (далее по тексту так же и/или КРР) с детьми дошкольного возраста с
особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел ООП ДО МБДОУ № 504 включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МБДОУ; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания.
Организационный раздел включает примерные перечни художественной литературы,
музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в
образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный
план воспитательной работы.
При реализации образовательной Программы применяется форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе предоставления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования
современных образовательных технологий.
Программа обеспечивает развитие личности детей раннего возраста от 1 года 6 мес до
7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей в различных видах деятельности:
- игровой (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр);
- коммуникативной (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми);
- познавательно-исследовательской (исследование и познание природного и социального мира
в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности
ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении, на улице);
- конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
- изобразительной (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательной (овладение основными движениями) формы активности детей.

Важной составляющей образовательного процесса является психолого-педагогическая
поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности дошкольника и
реализация личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. С этой целью условия и
содержание образовательной Программы включены «социальные ситуации развития»,
модернизирована социокультурная образовательная среда, включающая в себя следующие
аспекты:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- взаимодействие со взрослыми;
- взаимодействие с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.
Программа направлена:
- на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности
позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей;
- на решение задач ФГОС ДО.
Программа реализуется:
- в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные
умения;
- в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбирать деятельность по
интересам, взаимодействовать со сверстниками на равных позициях, решать проблемные
ситуации и т.д.;
- во взаимодействии с семьями воспитанников.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами
образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов ДО, зафиксированных во
ФГОС ДО.
В основу работы учреждения положены цели и задачи, определенные ФГОС ДО, среди
которых приоритетными являются охрана жизни и здоровья воспитанников, как физического,
так и психического. Задача физического развития детей, охраны и укрепления здоровья
рассматривается как ведущая в процессе совместной деятельности всех участников
образовательных отношений. Разработка новых концептуальных идей по оздоровлению детей,
формированию у них интереса и потребности к активной созидательной деятельности связана
с использованием педагогов и специалистов здоровьесберегающих технологий.
Пребывание детей в детском саду должно способствовать тому, чтобы ребенок осознал
свой общественный статус, у него сформировалось умение разрешать конфликты, находить
гуманистические способы достижения цели.
Принимая во внимание особенности дошкольного возраста как благоприятного для
формирования нравственных чувств и патриотизма, одним из приоритетных направлений
гражданского и патриотического воспитания является краеведение, формирование интереса к
познанию родного края и города, культуре и обычаям.
Исключительное значение для развития и вхождения детей в мир культуры имеют
произведения искусства и литературы, что также находит отражение в Программе.
В детском саду при участии педагогов, медицинских работников, специалистов МБДОУ
обеспечивается профессиональная коррекция физического, психического и речевого развития
детей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной
части составляет не менее 60% от ее общего объема, разработан с учетом содержания
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Объем части,

формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% от ее общего объема и
представлен парциальными программами и методическими пособиями, выбранными
участниками образовательных отношений в качестве дополнения содержания
образовательных областей.
Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения ООП ДО МБДОУ № 504;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста
с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
Используемые программы
Программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим
выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации
воспитательно-образовательного процесса в
МБДОУ. бязательная часть Программы
спроектирована в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с
Федеральной образовательной программой.
Организация образовательной деятельности части, формируемой участниками
образовательных отношений представлено: парциальной образовательной программой
дошкольного образования «СамоЦвет»: ранний и дошкольный возраст»(О. А. Трофимова, О.
В. Толстикова, Н. В. Дягилева).
В качестве нормативных правовых оснований разработки Программы выступают
следующие нормативные правовые документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (c
изменениями);
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ФЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования";
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020
г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату
представления информации";
- Устав МБДОУ детский сад № 504 с изменениями (дополнениями) к нему.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в МБДОУ направлено на
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в
освоении ООП ДО МБДОУ (в условиях логопедического пункта, на занятиях с педагогомпсихологом) и обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в
физическом и психическом развитии детей;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями ТПМПк);
 возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП ДО и их
интеграции в МБДОУ.
В МБДОУ на основании заключений ТПМПК, решения ПМПк МБДОУ с детьми
организуются подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных
недостатками в их речевом и/ или в психическом развитии;
 осуществление индивидуально ориентированной логопедической, психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
 возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в
образовательном учреждении.
Коррекционно-образовательный процесс строится на соблюдении принципа
коррекционного образования – индивидуально-дифференцированного подхода. А также, при
организации коррекционно-образовательной работы учитываются следующие принципы:

 принцип динамического восприятия: построение занятия на достаточном уровне трудности,
преодоление которых будет способствовать развитию детей, раскрытию их возможностей и
способностей;
 принцип продуктивной обработки информации: вытекает из предыдущего принципа, т.е.
учитель-логопед организует обучение таким образом, чтобы у детей развивался механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
 принцип развития и коррекции высших психических функций: на каждом занятии учительлогопед включает коррекционные упражнения для развития зрительного
внимания,
вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико- синтетической
деятельности, логического мышления;
 принцип мотивации к научению: пробуждение интереса к процессу обучения правильной
речи.
Вся образовательная деятельность формируется внутри игровой деятельности и на ее
основе. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических
и возрастных особенностей ребенка.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
 открытость МБДОУ для семьи;
 сотрудничество педагогических работников и родителей (законных представителей) в
воспитании детей;
 создание единой развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Характеристика социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ 504
Семья – институт первичной социализации и образования, который оказывает большое
влияние на развитие ребенка на всех этапах его жизни. При выстраивании траектории
взаимодействия с семьями воспитанников, педагогические работники МБДОУ, реализующие
ООП ДО МБДОУ, опираются на культурологический, комплексный, личностный,
деятельностный, средовой и др. подходы и их взаимосвязи.
Коллектив МБДОУ признает, что влияние семьи на ребенка гораздо сильнее влияния
других социальных институтов, определяет путь развития личности каждого воспитанника.
Поэтому так важно, взаимодействуя с семьями воспитанников, создавать модель партнерских
отношений, направленных на достижение положительных результатов воспитания и обучения
детей, их успешную социализацию.
Основные формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников.
Направления
Формы взаимодействия
работы
Знакомство
с Анкетирование родителей (законных представителей).
семьей
Изучение и анализ анамнестических данных,
НормативноЗнакомство родителей (законных представителей) с локальными
правовое
нормативными актами МБДОУ. Вовлечение родителей (законных
представителей) в управление МБДОУ: планирование, организация
образовательного процесса, внутренняя оценка качества образования,
участие в принятии решений направленных на создание условий
успешного развития МБДОУ.
Информационно- Информационные стенды, официальный сайт образовательной
консультативное
организации в сети «Интернет», презентация успехов и достижений
педагогических, административных работников, воспитанников
МБДОУ. Организация выставок творческих, детско-родительских
работ. Разработка буклетов, памяток.
Просветительское Тематические беседы, семинары, тематические консультации, тренинги,
разработка буклетов.

Практикоориентированная
методическая
деятельность
Культурнодосуговые
Индивидуальноориентированная
деятельность

Организация «Дня открытых дверей», открытые мероприятия, занятия,
детско-родительские творческие проекты, выставки, конкурсы
Физкультурно- досуговые мероприятия, акции, музыкальные
праздники, экскурсии, целевые прогулки, конкурсы и т.д.
Работа с картой индивидуальной траектории развития ребенка,
создание, сопровождение портфолио детских достижений, конкурсы
семейного мастерства, семейные проекты.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспечения методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включает режим пребывания воспитанников в МБДОУ, особенности традиционных событий,
праздников,
мероприятий,
особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды (представлен Приложениями № 1,2,3,4,5,6,7,)
Условия реализации Программы:
Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ направлена на
развитие индивидуальности каждого воспитанника с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории
развития.
Для выполнения этого условия РППС является:
- содержательно-насыщенной – включает средства обучения, материалы (в том числе
расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность, в том числе и развитие мелкой и крупной моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
детей группы;
- полифункциональной – обеспечивает возможность
разнообразного использования
составляющих РППС (детской мебели, модулей, матов, ширм, в том числе природных
материалов) в разных видах детской активности;
- безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, такими как, санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».