ТЕХНОЛОГИЯ ЛЭПБУКИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ
02.10.2025
Формирование новых семейных традиций на основе использования современных педагогических технологий
02.10.2025
Формирование
новых семейных традиций на основе использования современных педагогических
технологий
Составитель: Сибикина
Лариса Анатольевна,
воспитатель МБДОУ
детского сада № 504
В какое бы время мы не жили, какие бы
требования не предъявляла сфера образования к профессиональной деятельности
педагога, во всех поколениях существует одна из актуальных проблем, эта
нехватка родительского внимания своим детям. Мои родители были постоянно
заняты, и я мечтала, что, когда вырасту, я буду стараться заполнить пустоту
одиночества детям, у которых родители вынуждены много работать – значит, я
стану педагогом. Поэтому для меня, воспитатель – это не работа, воспитатель –
это жизнь. Теперь, когда я выросла и стала педагогом, мои мечты реализуются в
профессиональной деятельности.
В своей практической деятельности при
реализации тем комплексно-тематического планирования Рабочей программы, в
специально организованной деятельности с детьми использую технику - Лэпбук.
Изучение каждой темы заканчивается совместной деятельностью с детьми в
изготовлении лэпбука.
Лэпбук – средство для реализации
деятельностного метода обучения. При
создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в
процессе собственной исследовательской и познавательной деятельности.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС
дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
-
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден
к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого
как играющего партнера);
-обладает
дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой.
Объектами социального окружения и т.д.;
-
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его
к миру искусства;
-вариативен
(есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его
структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников.
В творческий процесс включаются не только
дети, но и родители воспитанников. Они с удовольствием включаются в процесс
изготовления лэпбука, поиск информации для наполнения папки. Активно привлекаю
родительскую общественность к посещению досуговых мероприятий, совместных
туристических прогулок, спортивных праздников, квэстов, дней здоровья.
Конструктивное взаимодействие с семьей - это шаг к успешному развитию личности
ребенка, повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Впоследствии совместно с семьями воспитанников мы оформляем лэпбук «Наши
впечатления».
Ведь работа с лэпбуком отвечает основным
направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
-
включенность воспитателя наравне с детьми;
-
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения);
-
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии
организации рабочего пространства);
-
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у
детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
-
договариваться со сверстниками;
-
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно
давать объяснения на возникающие вопросы;
-
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
-
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Так в процессе творческой и
проектной деятельности были изготовлены лэпбуки на разные тематические темы «Россия
– моя любимая страна», «Что нам осень принесла», «Зимушка - Зима», «Обитатели
морских глубин», «Широкая Масленица», «Обычаи наших предков» и т.д.
Еще одна не менее интересная
технология, которую я использую в практической деятельности это – Адвент-календарь.
Адвент-календарь позволяет интегрировать все образовательные области выстраивая
педагогический процесс индивидуально, в микро-группе детей и фронтально со
всеми детьми. В изготовлении адвент-календаря участвуют все воспитанники
группы. Адвент-календарь для детей – это игра, которая направлена на развитие
любой деятельности, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка. Воспитанники
сами решают какой элемент сегодня выбрать, что способствует формированию своей
значимости и значимости своего решения. Календарь помогает детям
проанализировать результаты своей деятельности. Адвент-календарь способствует
развитию внимания, наблюдательности, формирует интерес и любознательность к
окружающей среде. Например, использование Адвент-календаря при формировании
элементарных математических представлений, способствует развитию памяти и
закреплению знаний, дети без особых затруднений знакомятся с цифрами,
геометрическими фигурами и т.д.
Использование Адвент-календаря,
изготовленного специально к какому-то празднику (8 марта, Новый год)
способствует формированию эмпатии, становлению дружественной атмосферы среди
воспитанников, родителей.
Кроме того, адвент-календарем были
заинтересованы семьи воспитанников. Из использования в группе адвент-календарь
плавно перешел в семьи воспитанников. С технологией создания адвент-календаря
родители были познакомлены на родительском собрании в формате организации открытой
практики. Впоследствии используют в домашних условиях. Особенно это помогает
тем людям, кому очень сложно выразить свои чувства или элементарно сказать:
«Извини меня».
Использование в практике адвент-календаря
процедура новая и только формируется в нашей группе как традиция, но уже сейчас
заметны улучшения в отношении общения участников образовательных отношений
между собой, родители с удовольствием вовлечены в данный вид деятельности, дети
всегда в предвкушении выбора и чего –то нового, педагогу дает возможность
постоянно находиться в поиске новых идей.
Такая специально организованная
деятельность взрослого (родителя) и детей способствует формированию общей
досуговой деятельности в кругу семьи, познавательному развитию и установлению
семейных отношений. Хочется верить в то, что такая работа не пройдет напрасно.
И когда дети вырастут они скажут, а мы по выходным с родителями всегда чем- то
занимались, что-то мастерили, клеили, а не проводили свободное время у экрана
телевизора или в торгово-развлекательных центрах. Мне хочется, чтобы мои дети
уверенно использовали в своей жизни, полученные в детском саду знания, умения и
навыки. Чтобы дети могли с легкостью решать интеллектуальные и личностные
задачи.
В результате данных культурных практик у
детей развиваются универсальные умения, такие как: умение планировать
предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; искать нужную
информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на
возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и
умения, а также использовать устную речь, выражать свои мысли и желания.